2 февраля исполнилось 80 лет конструкторской службе автомобильного завода «УРАЛ». Конструкторские службы Уральского автозавода – это многолетняя история легендарных грузовых автомобилей, известных далеко за пределами России. Сегодня над процессом «рождения» и модернизации «Урала» трудятся почти три сотни специалистов – сотрудники Инженерного центра и Центра компетенций прототипирования и испытаний. Инженерная мысль специалистов конструкторской службы всегда была направлена на повышение ключевых качеств, необходимых потребителю, – проходимости, надежности, выносливости, грузоподъемности. Именно эти качества вкупе с простотой технического обслуживания сделали автомобили «Урал» незаменимой техникой для различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, силовых структур.

Днем рождения конструкторской службы считается 2 февраля 1942 года: именно тогда на предприятии был организован конструкторско-экспериментальный отдел (КЭО). Молодое подразделение принимало участие в модернизации автомобилей «ЗиС-5» и освоении производства газогенераторных автомобилей «ЗиС-21А».

В течение восьми десятилетий славного трудового пути конструкторской службой решены глобальные задачи, реализованы масштабные проекты, ставшие основными вехами и этапами развития уральского автопредприятия. Это подготовка всей документации, отработка конструкции, обеспечившие выпуск в 1961 году новых полноприводных автомобилей «Урал-375», создание автомобиля многоцелевого назначения «Урал-4320» с дизельным двигателем, автомобиля сельскохозяйственного назначения «Урал-5557», унифицированного семейства автомобилей с колесными формулами 4х4, 6х6 и 8х8, семейства грузовиков многоцелевого назначения с силовыми агрегатами ЯМЗ, вахтового автобуса и его модификаций.

В начале 2000-х годов для силовых ведомств впервые в заводской практике были разработаны модификации бронированных автомобилей, позволяющих выполнять специальные задачи. Через несколько лет была начата работа по созданию принципиально нового для предприятия семейства дорожных автомобилей, выпуск которых стартовал с 2005 года.

Период 2009-2011 гг. ознаменовался созданием автомобиля «УРАЛ-4320-58/59» с кабиной капотного исполнения нового облика, бескапотных модификаций автомобилей типа 4х4 и 6х6, автомобиля повышенной грузоподъемности «Урал-6370» (6х6) полной массой 33,5 т в различных исполнениях: самосвал, седельный тягач и шасси под спецнадстройки. Разработаны и испытаны уникальные макетные образцы автомобильной платформы нового поколения – автомобили с бронированной защитой и высоким уровнем подвижности и маневренности.

В 2012 г. организована работа по созданию автомобилей, работающих на газовом топливе. В 2018 г. – выпущена в серийном производстве первая партия автомобилей «Урал-6370» с газовыми двигателями.

В 2013-2017 гг. велась работа по выполнению требований Евро-4, и подготовке к переходу на Евро-5, по значительному повышению потребительских свойств.

Последние пять лет отмечены созданием новых семейств автомобилей, позволивших расширить рынки сбыта и создать задел для предприятия на ближайшее десятилетие.

В конце 2017 г. в рамках диверсификации линейки автомобилей «Урал» начался новый виток работы конструкторов по неполноприводным автомобилям. Опытные образцы капотного самосвала «Урал-73945» (6х4) полной массой 27500 кг и седельного тягача Урал – «7470» (6х4) полной массой автопоезда 62 000 кг. увидели свет в 2018 г. В 2019 г. с конвейера сошла первая партия в количестве 100 таких автомобилей и их шасси.

Все эти годы над расширением модельного ряда автозавода и созданием новых образцов продукции трудится коллектив талантливых и высококвалифицированных специалистов. В разное время конструкторскую службу возглавляли – являлись главными конструкторами автозавода Александр Айзенберг, Святослав Куров, Анатолий Титков, Александр Романченко, Александр Ведерников, Игорь Смирнов, Олег Якупов, внесшие весомый вклад в развитие уральских автомобилей.

С 2019 года, с созданием Объединенной машиностроительной группы и вхождением в ее состав автозавода «УРАЛ», конструкторские службы были преобразованы в Инженерный центр под управлением директора ИЦ Сергея Иванова.

В период 2015-2021 гг. АЗ «УРАЛ» провел объемные работы по модернизации и обновлению автотехники многоцелевого назначения: разработаны тяжелые автомобили типа 6х6 полной массой 34 т. Создана конструкция и принимаются на снабжение семейство модернизированных автомобилей с усовершенствованными узлами и агрегатами.

Руководителями Объединенной машиностроительной группы перед конструкторами завода поставлена задача по обеспечению расширения рынка поставок, что вылилось в расширение семейства дорожных неполноприводных автомобилей, и к капотным дорожникам добавились бескапотные автомобили. В 1 квартале 2022 года планируется старт продаж самосвала «Урал С35510» колесной формулы 6х4 полной массой 35 т.

В настоящее время в стенах Инженерного центра ведется разработка линейки современных мостов для всей гаммы существующей и перспективной техники как автозавода «УРАЛ», предприятий Объединенной машиностроительной группы, так и других заводов-производителей транспортной и дорожно-строительной техники. С учетом выполнения новых требований по экологии готовится к испытаниям шасси с газоэлектрической силовой установкой, которое будет приводится в движение посредством электродвигателя.

Автозавод «УРАЛ» строит амбициозные планы на будущее, в том числе по расширению линейки выпускаемых автомобилей и компонентов, в связи с этим труд конструкторов чрезвычайно востребован на предприятии. Сегодня завод заинтересован в квалифицированных инженерных кадрах, поэтому намерен приложить все усилия к тому, чтобы сделать профессию инженера-конструктора престижной и высокооплачиваемой. Работа в этом направлении уже ведется.